Немного статистики: Октябрь

Методы изучения языков

Объявление: Читайте также мой второй блог -  Diary with secrets. Где можно найти все самое интересное по психологии, отношениям и просто погрузиться в ютную атмосферу вдохновения. Переходите по ЭТОЙ ССЫЛКЕ. 
Привет, котятки. Из этой статьи вы узнаете:

Что такое метод

Для начала, я познакомлю вас с теорией. Как говорил великий математик 19 века Пафнутий Чебышев:
"Теория без практики мертва, практика без теории слепа."
Начнем  с того, что все постоянно путаются с тем, что такое методика, а что такое метод. У нас в университете, кстати, был предмет, где нам об этих делах рассказывали. Так вот. Чтобы уже раз и навсегда уяснить, кто есть кто:
Методика - это некий алгоритм, который совмещает в себе несколько методов.
Метод - конкретный способ решения поставленной задачи.
А  еще есть методология, но мы так глубоко углубляться не будем, поскольку не за этим вы сюда пришли.

Как и в любой другой сфере научного познания (ну и сказала, будто философ 21 века), в лингвистике, как науке, изучающей языки, есть свои методы, методика и методология. И сегодня мы рассмотрим самые интересные и популярные методы для изучения того или иного аспекта иностранного языка.

Почему важно определиться с методами изучения языков

Наверно, не все из моих читателей писали когда-либо научные работы, но даже они должны знать, что когда изучаешь что-то новое, то нужно ответить на вопрос "Как изучать". Вот с этим и поможет разобраться знание методов.
В зависимости от того, к какой группе восприятия информации вы себя относите (визуал, аудиал, кинестет или дигитал) ваше обучение будет идти по разному пути. Наверно поэтому я так не люблю групповые курсы языков и занятия в учебных заведениях. Они не учитывают особенности восприятия информации конкретной личности. А потом учителя возмущаются и говорят, что ребенок тупой, недоразвитый и т.д. Конечно, ему будет сложно, если он не может воспринимать информацию на слух, а его заставляют писать тексты под диктовку и говорят, что язык так быстрее учиться. (Вот сейчас была история из моей школьной жизни).
Безусловно, восприятие информации на слух очень важно, но если у кого-то не получается, то это не делает из него плохого человека.
Поэтому разберитесь с тем, какой у вас канал восприятия наиболее развит, а потом приступайте уже к выбору методов.

Методы чтения

Конечно же, в зависимости от поставленных целей методов и методик может быть великое множество, но я не буду голословной и расскажу только о том, чем сама пользовалась или пользуюсь:
  • Интенсивное чтение:
Скажу честно. Я просто ненавижу этот метод чтения. Суть его заключается в том, чтобы разбирать скрупулезно все-все, что вам не понятно. Учить слова, выписывать и разбираться с грамматикой. Времени на это уходит очень очень много. Маленькую адаптированную книжку я таким образом читаю за несколько недель (правда с учетом того, что я не делаю это ежедневно). Конечно же оно того стоит: усваивается очень много новой информации с какой-то маленькой книжки, но так как я ленивая задница  очень занятой человек, то мне не сильно нравится учиться таким методом. Но нужно. Обычно в комбинации со вторым методом работает просто отлично.
  • Экстенсивное чтение:
Вот это мне уже больше нравится. Не переживаем и просто читаем бегло, будто на своем родном языке, не обращая внимания на неизвестные слова. Сначала это кажется абсолютно бессмысленным занятием, потому что слова то мы не все понимаем, но к середине книги вы внезапно заметите, что знаете, о чем идет речь. Я понятия не имею, как это работает, но почему-то работает.

Использовать первые два метода можно в совокупности и тут есть два варианта:
  1. Сначала прочитать интенсивным методом, разобраться со всем и со всеми, чтобы было все понятно, а потом бегло закрепить материал и во время чтения вспоминать то, что вы разобрали ранее.
  2. Сначала прочитать быстро, вникнуть в саму суть текста, без деталей, а потом разобраться с пропущенными деталями.
Что именно выбрать - решать вам. Я предпочитаю второй вариант.
  • Адаптированное и параллельное чтение:
Подразумевает под собой подбор литературы таким образом, чтобы слова и грамматика были адаптированы под ваш уровень языка. У меня есть две статьи о том, какие адаптированные книги я покупала: первая статья и вторая статья. При параллельном чтении перед глазами есть текст на изучаемом языке, а ниже или рядом текст на родном языке.
  • Чтение - сканирование:
Чтобы вы понимали аналогию этому чтению в русском языке, я приведу вам пример-историю:
Выступала я однажды на конференции и так вышло, что текст, который нужно было рассказывать я увидела только перед началом этой самой конференции. До этого текста не было, поскольку было принято решение, что рассказ по слайдам будет импровизацией в моей лице. Но мне принесли текст и сказали следовать по этому тексту. В процессе рассказа я бегло просматривала его глазами по 3-4 строки за раз, пытаясь выловить самую суть за максимально короткий промежуток времени.
Вот это и называется чтением-сканированием. Но думаю, что оно больше подойдет для тех, у кого уровень языка хотя бы А2-В1. Чтобы был какой-никакой словарный запас.

Выступление, кстати, прошло отлично. Мне даже грамоту дали.

Методы изучения слов

А здесь будет очень много букв. (Да. До этого было не много).

Такого добра, как способов изучения слов, в интернете очень много, но, как было сказано ранее, я рассказываю только о своем опыте.
  • Интервальное повторение:
Сильно разглагольствовать на эту тему не стану, ибо у меня есть целая статья почти на 5000 символов с графиками, историей возникновения и программами по которым можно учить слова методом интервального повторения. 
  • Мнемотехника:
Очень люблю мнемотехнику. Просто любовь с первого взгляда. Для этого вам нужны слова на иностранном языке и хорошая фантазия. Берете слово и придумываете для него или ассоциацию или смешную связь со словами из вашего языка. Я однажды писала 2 статьи, где применяла этот метод.
Как выучить 66 новых слов за вечер (часть 1)
Если не знаете на что опираться, то можете делать по примеру как в этих двух статьях.
  • Прописывание:
Ну здесь все проще простого: берете и прописываете незнакомые слова несколько раз. Думаю, что особенно это подойдет тем, кто относит себя к кинестетам, поскольку мозг будет запоминать ваши движения руками и будет гораздо проще запечатлеть в памяти то или иное слово.
  • Группировка:
Цель - сгруппировать слова по какому-либо принципу и затем учить их по таким маленьким группкам. Если вы любитель приложений, то определенно загляните в Drops. Они объединили в себе метод интервального повторения, ассоциаций, прописывания и группировки.
  • По словообразованию:
Таким методом можно выучить много новых слов, поскольку из одной части речи можно образовать несколько других через присоединение окончаний, суффиксов, префиксов и пр. Это называется субстантивация.
  • Ассоциации:
Похоже на мнемотехнику, только ассоциации можно создавать не только с какими-то смешными словами, но и с картинками, песнями, действиями. Главное, чтобы вам в голову приходил какой-то образ, который будет вызывать воспоминание о слове. Кстати, карточки, расклеенные по всему дому это тоже своеобразный вариант метода ассоциаций.
  • Колонки:
Откровенно говоря, понятия не имею, как он называется, то я его называю методом колонок. Он вызывает во мне чувства ностальгии и ненависти, а именно воспоминания о школе. Когда выписывали в две колонки слова: одна на русском и рядом на английском. Потом поочередно закрывается первый столбец и второй и нужно попытаться восстановить в памяти, написанные ранее, слова. Но здесь есть один существенный минус. Я была хитрым ребенком. Я просто запоминала в какой порядке идут слова.
  • Цепочки слов:
Чтобы потренироваться этим методом вам понадобиться около 10 новых слов. Потом с этими словами нужно создать  максимально смешную и нелепую историю. Это тоже вариация метода ассоциаций: из-за нестандартности рассказа нашему мозгу легче вспомнить записанный текст.
Недавно нашла этот метод и ему тоже, как и интервальному повторению, посвящена целая статья, так что переходите по ссылке и читайте.
  • Заучивание:
Старо, как мир и надежно, но зачем пользоваться таким скучным методом, когда есть столько способов учить слова повеселее).

Чем так хорош этот список? Тем, что так можно учить слова любого языка. Конечно, для какого-то языка лучше подойдет один метод, для какого-то - другой, но в общем их можно назвать универсальными.

Методы просмотра видео, фильмов и сериалов

Чем-то похожи на способы чтения. Какого-то научного выделения и конкретизации я не нашла, но лично я смотрю двумя способами: быстро, с наслаждением (похоже на экстенсивный метод чтения) или с детальным разбором (как интенсивный метод чтения). Периодически их можно комбинировать между собой, используя для просмотра одного и того же фильма оба метода.

Давайте резюмируем все то, что я сегодня вам рассказала. Ниже вы увидите таблицу с методами и сможете подобрать упражнения под ваш тип восприятия:


 ВизуалАудиалКинестетДигитал
 ЧтениеЭкстенсивное чтение
Интенсивное чтение
Сканирование
Адаптированное чтение
Чтение с параллельным переводом
Прослушивание аудио книг с применением все тех же методов  Чтение только бумажных книг, чтобы была связь с тактильными ощущениямиИнтенсивное чтение
Адаптированное чтение
Чтение с параллельным переводом
 СловаМнемотехника
Прописывание
Цепочки слов
Заучивание
Колонки
Ассоциации с изображениями
7 шагов для запоминания слов
Интервальное повторение через прослушивание аудиозаписей
Ассоциации со звуками7 шагов для запоминания слов
Прописывание
Цепочки слов
Колонки
Ассоциации с тактильными ощущениями7 шагов для запоминания слов
 Интервальное повторение
Мнемотехника
Группировка
По словообразованию
Цепочки слов
Заучивание
Колонки
7 шагов для запоминания слов
 Фильмы и сериалыИнтенсивный просмотр
Экстенсивный просмотр
 Интенсивное прослушивание диалогов
Экстенсивное

прослушивание диалогов
Интенсивный просмотр  Интенсивный просмотр
Экстенсивный просмотр

Опираясь на эту таблицу, вы сможете подобрать обучение, которое подойдет конкретно для вас.

Не забывайте подписывать на мой блог. Вас ждет много интересных фактов и полезной информации. Чтобы подписаться, нажмите СЮДА.

Если вы хотите такой же блокнот для изучения языков, как и у меня, то нажимайте СЮДА

Какими методами и методиками изучения языка вы пользуетесь? Делитесь в комментариях.

Посмотреть все статьи блога вы можете, если перейдете в "Архив".

Комментарии

Отправить комментарий